• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

1-й день летней школы лаборатории ТРПЭ

16 июля 2012 года открылась Первая международная летней школы лаборатории ТРПЭ в Нижнем Новгороде.

VMatveenko

Первый день (16 июля 2012 г.) Первой летней школы "Несовершенные рынки, новая экономическая география и пространственная экономика" лаборатории ТРПЭ открылся приветственными словами заведующего лабораторией ТРПЭ Владимира Матвеенко и его заместителя Дмитрия Крутикова.

Занятия начались с доклада приглашенного профессора Международной академии архитектуры, архитектора Бюро городских проектов Александра Ложкина, приехавшего на летнюю школу из Перми. Его доклад назывался «Новая градостроительная модель», а начинался с подборок интересных фотографий различных городов, находящихся в разных странах и культурах, но имеющих одну похожую черту: отсутствие планирования или, говоря иначе, естественно сложившаяся архитектурная среда. Александр Ложкин говорит, что старые города комфортны, поскольку их среда складывалась столетиями, отбрасывая все ненужное и опасное. А вот во многих спроектированных по науке и с учетом всех норм районах люди жить не хотят; это утверждение было также подкреплено подборкой впечатляющих фотографий современных городов. Профессор А. Ложкин задается вопросом: возможно ли средствами архитектуры искусственно создать среду, комфортную для человека? Взгляды проектировщиков на город менялись с течением времени: сначала город воспринимали как проект, затем как механизм, а впоследствии как организм. Большое влияние на характер городов оказал XIX век, за выраженные столетиями границы, изменяясь под влиянием небывалых прежде технических и социально-экономических сил. Население таких городов, как Манчестер, Лондон, Париж, Нью-Йорк, Чикаго выросло в течение 19-го столетия в 4, 6 или 10 раз! Небывалый рост городов сопровождался эпидемиями, что привело к осознанию необходимости регулирования застройки. Александр Ложкин привел разные модели планирования городов, как-то: американская модель или модель города-сада Говарда, промышленного города Гарнье и современного города Ле Корбюзье. Афинская хартия в 1933г содержала пункты о том, что единственно целесообразный тип жилища – это «свободно расположенный в пространстве многоквартирный блок», и городская территория должна четко разделяться на функциональные зоны: жилые массивы; промышленную территорию; зоны отдыха; транспортную инфраструктуру. Однако очередная подборка фотографий городов обнажает современные проблемы: есть нечеткие границы между этими зонами, образуются пустыри, образуется небезопасная и непривлекательная городская среда. Джейн Джекобс в середине 1950-х гг. публикует книгу «Смерть и жизнь великих американских городов», где предлагает методологию проектирования городской среды на основе знания социальных и экономических функций, а также индивидуальных потребностей жителей. В «Экономике городов» Джекобс говорит, что все виды деятельности, даже сельское хозяйство, рождались в городах. А в 1980-х складывается новая градостроительная парадигма: новый урбанизм, исходящая и понимания города как организма, не только пространственного, но и социального, экономического и политического. В первую очередь сторонники данного подхода говорят, что в необходима пешеходная доступность для большинства объектов, важна соединенность улиц, многофункциональность общественных центров, различие между центром и периферией, более высокая плотность города, зеленый транспорт и многое другое, что вместе повышает качество жизни. Именно повышение качества жизни и является главной градостроительной задачей. Все остальные задачи (удержание населения, пресечение иммиграции и т.д.) должны вытекать из нее.

A.Lozhkin

Вторая часть доклада, которая начиналась в 11ч, была посвящена конкретным мерам: почему не работает существующая модель градорегулирования и что делать? Александр Ложкин говорит о том, что нужно не менять градостроительный кодекс, а соблюдать его. На основе Перми было показано, что для обеспечения качества жизни необходимо придерживаться направления концентрации нового строительства и трансформации. Изначально инвестпрограмма Перми была рассчитана на развитие новых районов, однако переход к концепции «компактного города» позволил значительно сократить ее стоимость. Концепция компактного города предполагает плотную городскую ткань с хорошим уровнем благоустройства, повышение уровня обслуживания населения услугами городской инфраструктуры, формирование локальных центров. Мастер-план включает в себя различные стратегии. Есть стратегия красных и зеленых (парковых) зон; стратегия ландшафта и окружающей среды. Стратегия кварталов подразумевает четкие пространственные границы между частными и общественными пространствами; основной принцип стратегии кварталов: публичное снаружи, частное внутри; использование периметральной застройки в качестве базового элемента, ограничение высотности. Включается также стратегия общественных пространств и стратегия смешанного использования (иерархия зон с большей концентрацией различных функций). Стратегия приоритетов развития создана с целью совмещения идей мастер-плана с процессом его реализации. Стратегия транспорта ищет пути снижения напряженности на дорогах. При этом важна охрана исторических объектов. Далее Александр Ложкин, завершая доклад, говорил о том, что и как устроено и должно быть устроено в российской системе градорегулирования. Приводились основные составляющие модели формирования кластеров, правила застройки кварталов, регламенты для фасада зданий, обсуждалась коммерческая зона. Призывая к дальнейшему обсуждению затронутых проблем, Александр Ложкин осветил свои последующие ближайшие мероприятия.

Скачать презентацию доклада А.Ложкина "Новая градостроительная модель"


V.Verbus

Вторая половина дня началась с доклада Валерия Вербуса (НИУ ВШЭ - НН) «Facts and theories: spatial inequalities and space in economic thought». Его доклад начался с фактов, отражающих последствия Промышленной революции: большой рост производительности и огромное понижение транспортных расходов; существенное преобразование сельскохозяйственного и сельского общества в промышленное и урбанизированное. В результате снижения транспортных расходов возникла интеграция рынков, однако она не повлекла стремительного снижения транспортных заграждений. Как утверждают Combes и Thisse (2009), уменьшение затрат, связанных с расстоянием, сопровождает растущую поляризацию экономических регионов. Как говорит Braudel (1979), мировая экономика сформировалась в регионы 3-х пространственных типов: центр или ядро; зона «участника, занявшего второе место»; отсталая периферия. Неравенство регионов и на примере стран Западной Европы открывает бицентрическую структуру, названную Роже Брюне (1970) «голубым бананом». Распределение на карте показывает феномен пространственного влияния: если регион расположен близко к богатой области, то маловероятно, что данный регион будет очень беден. Существует также и неравномерность распределения промышленного производства в пределах одной страны, например, в США.

Во второй части доклада Валерий Вербус задается вопросом, почему пространство долгое время оставалось периферийным в экономической теории. Как говорил Самуэльсон (1952), уже этот факт незначительности представляет собственный интерес для изучения. В «Теории Ценности» (1959) Дебрё пишет: «товар, находящийся в определенном местоположении и тот же самый товар в другом местоположении - различные экономические объекты, и спецификация местоположения, в котором товар доступен, существенна». Далее докладчик представил интересную модель фон Тюнена — схему размещения сельскохозяйственного производства в зависимости от места сбыта продукции (1826). Хотеллинг (1929) впервые сформулировал модель пространственной конкуренции. Но чтобы понять природу конкуренции среди небольшого количества фирм в пространственной экономике, мы должны исходить из факта, что фирмы работают с увеличивающейся отдачей от масштаба (и несовершенной конкуренцией). Парадигма постоянства отдачи и совершенной конкуренции неспособна объяснить появление и рост больших экономических агломераций и существования торговых потоков товаров. Основной компромисс экономической географии – это возрастающая отдача от масштаба и транспортные расходы.

Скачать презентацию доклада В.Вербуса "Facts and theories..."


N.Ayzenberg

Затронутые проблемы были подробнее рассмотрены в завершающем докладе первого дня, с которым выступила Наталья Айзенберг (ИСЭМ СО РАН, ИГУ). Темой доклада являлась «Теорема Старрета о пространственной невозможности» (1978). Как утверждали Combese, Mayer, Thisse (2008), Mills (1972), Eaton, Lipsey (1977), если не существует экономии на масштабе, производственная деятельность дробится до бесконечно малых размеров, что ведет к автаркии. Наталья Айзенберг рассматривает модель Эрроу-Дебре, в основе которой лежит модель общего экономического равновесия, где основным ориентиром рационального поведения являются цены. Введение однородного пространства в модель Эрроу-Дебре предполагает, что полные транспортные издержки в экономике будут нулевыми в равновесии, следовательно, конкурентная модель сама по себе не может быть использована для изучения пространственной экономики. Какие же экономические механизмы ведут к агломерации в однородном пространстве? Докладчик приводит теорему Старрета, результат которой следующий: поскольку экономические агенты используют землю, они не могут быть все вместе в одном месте, следовательно, единственным равновесием, связанным с конкурентной постановкой и однородным пространством, является набор локальных автаркий. В конце выступления Наталья Айзенберг сформулировала идеи, которые должны служить выходами из этой ситуации: несовершенная конкуренция (то есть модели монополистической конкуренции или олигополии), возрастающая отдача от масштаба и экстерналии в производстве или потреблении.

Скачать презентацию доклада Н.Айзенберг "Теорема Старрета..."


Подготовил Юрий Мартемьянов.


Фотоотчет о событии: