• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Репутация вуза и счастье учёного стоят серьёзных денег

Когда известный бельгийский экономист Жак-Франсуа Тисс сообщил своей семье о решении работать в России, особых возражений он не услышал. Более чем за 30 лет своей исследовательской деятельности профессор успел поработать в университетах Франции, США, Японии и Израиля. Новым этапом в его академической карьере стал санкт-петербургский филиал Высшей школы экономики, где на деньги, выигранные им в конкурсе мегагрантов Минобрнауки России, будет создана лаборатория теории рынков и пространственной экономики.

Когда известный бельгийский экономист Жак-Франсуа Тисс сообщил своей семье о решении работать в России, особых возражений он не услышал. Дети давно выросли и живут отдельно, а жена привыкла ехать за ним туда, куда его звал долг учёного. Более чем за 30 лет своей исследовательской деятельности профессор успел поработать в университетах Франции, США, Японии и Израиля. Новым этапом в его академической карьере стал санкт-петербургский филиал Высшей школы экономики, где на деньги, выигранные им в конкурсе мегагрантов Минобрнауки России, будет создана лаборатория теории рынков и пространственной экономики.

Жак-Франсуа_Тисс


Справка STRF.ru:
Жак-Франсуа Тисс (Jacques François Thisse), один из наиболее известных и цитируемых в мире исследователей-экономистов в области пространственной экономики, новой экономической географии, региональной экономики, экономики интеграции и агломерации, межрегиональной и международной торговли, анализа отраслевых рынков и исследования операций. Окончил Университет Льежа (Université de Liège). Там же в 1975 году защитил докторскую диссертацию. Автор более 250 научных работ.
Сегодня Тисс – ординарный профессор Центра исследования операций и эконометрики (Center for Operations Research and Econometrics, CORE) Католического университета Лувена (Université catholique de Louvain), профессор парижской Национальной школы мостов и дорог (École nationale des ponts et chaussées), член Консультативного совета Тулузской школы экономики (l’Ecole d’économie de Toulouse). Кроме того, учёный возглавляет научный комитет проекта «Большой Париж», запущенного правительством Франции с целью создать современный конкурентоспособный мегаполис мирового уровня

Тонкая грань между теорией и практикой

Одной из основных задач лаборатории станет исследование рынков с монополистической конкуренцией и изучение роли монополистической конкуренции в пространственной, региональной и международной экономике. Ожидается, что исследовательская команда профессора Тисса сможет научно обосновать и математически просчитать модели развития крупных российских мегаполисов.

«Мы видим, что мегаполисы начинают играть всё более важную роль в хозяйственной деятельности человека. Нужно создать новые инструменты для оценки вызовов, связанных с усилением этой роли. Скажем, сегодня ВВП (валовой внутренний продукт. – STRF.ru) Нью-Йорка больше, чем ВВП Индии. Задача экономистов – понять, по какой причине эти места [крупные города] настолько эффективны и почему именно они являются источниками инноваций», – рассказывает Жак-Франсуа Тисс, когда его спрашивают, чем он собирается заниматься в России.

«Посмотрите на стоимость домов на Манхэттене, в Лондоне или Москве, – продолжает он. – Почему мы платим такие деньги? Потому что при определённых видах деятельности нам необходимо быть близко друг к другу. Также принципиально важен фактор циркулирования информации. Более быстрое получение даже маленького объёма информации даёт критическое преимущество, если вы находитесь в правильном месте и в правильное время. В мире таких правильных мест очень мало, и все они играют большую роль в мировой экономике».

По словам экономиста, планировать рост крупных городов очень сложно. «Нужно не сажать людей друг на друга, а способствовать лучшим взаимоотношениям экономических агентов, – считает он. – Крупные города привлекают очень высокую долю профессиональной рабочей силы, потому что одни профессионалы хотят быть в непосредственной близости к другим. Необходимо создавать новые математические модели этой близости. <…> Мы должны понимать, как эта система работает. Правительства должны учитывать поведенческие стимулы экономических агентов, но не принимать решения за них».

В свете недавнего решения руководства Москвы расширять столицу на юго-запад вдоль Калужского шоссе, результаты исследований профессора Тисса могут стать реальным ориентиром для российской экономической политики.

Ярослав_Кузьминов


«Сейчас вместе с Академией народного хозяйства мы работаем над Стратегией развития Москвы до 2017 года. Вы знаете, каким образом решено развивать столицу. То, о чём Жак-Франсуа рассказал, как об интересной теоретической задаче, есть совершенно реальная, ключевая задача российской экономической политики. Мы возлагаем серьёзные надежды на этот проект и будем всячески ему содействовать», – рассказал ректор НИУ ВШЭ Ярослав Кузьминов на пресс-конференции по случаю приезда в Москву профессора Тисса.

Зачем экономистам столько денег

Как отмечают в руководстве санкт-петербургского филиала Вышки, сотрудничество университета с таким видным учёным важно ещё и потому, что Тисс обладает огромным опытом в области организации науки. Созданный им центр CORE признан ведущим институтом междисциплинарных исследований в области экономической теории, теории игр, исследования операций и эконометрики. Кроме того, профессор долгое время был руководителем сразу нескольких известных исследовательских центров, среди которых можно назвать парижский CERAS и лондонский Центр исследований экономической политики (CEPR).

«Он был создателем одного научного центра в Париже [Парижская школа экономики] и центра у себя в университете [CORE], которым сейчас руководит, – отметил заместитель директора питерского филиала ВШЭ Даниил Александров. – Теперь он приносит в Россию свой большой организационный опыт. Важно, что Высшая школа экономики не только привозит [в Россию] учёных с блестящей академической репутацией, но и получает из первых рук опыт международной организации науки, который нам необходим».

Даниил_Александров


Сам профессор Тисс говорит, что большая часть средств, полученных им в рамках мегагранта, будет потрачена именно на организационные моменты. «Три миллиона евро – это немного, совсем немного, – замечает он. – Часть этих денег уйдёт на приглашение в нашу лабораторию известных специалистов. Немало средств будет потрачено и на участие учёных из нашей команды в международных конференциях. Иногда приходится платить 400 евро, только чтобы зарегистрироваться на конференцию. Я думаю, что деньги будем тратить и на молодёжь, чтобы она съездила за границу и посмотрела, как там ведутся исследования и прочее».

«Профессор Тисс прав, – соглашается с ним Александров. – Сегодня в науке очень важны коммуникация и академическая мобильность. Нужно не только привозить людей в Москву и Санкт-Петербург – нужно создавать международную репутацию. Репутация стоит серьёзных денег. Надо будет провести несколько важных семинаров. Бесполезно приглашать много народу, но “дешёвого”. Надо будет привезти очень сильных людей. <…> Молодые люди, работающие в лаборатории, в том числе студенты, у которых есть научные результаты, должны ездить за рубеж, потому что это тоже репутация. Хотя у нас сегодня инвестируются деньги в науку, мы много теряем в результатах только из-за того, что либо не умеем писать по-английски, либо не можем поехать на конференцию».

По мнению Ярослава Кузьминова, немало денег потребует и проведение эмпирических исследований, которые в гуманитарных и социальных науках имеют не меньшую значимость, чем в естественных. «К сожалению, с предубеждением о том, что гуманитариям не на что тратить деньги, кроме зарплаты, приходится сталкиваться и на серьёзных научных советах, – отметил он. – Некоторые наши коллеги, технари и естественники, искренне не понимают, что социальные и гуманитарные науки нуждаются в достаточно дорогих и масштабных эмпирических исследованиях не в меньшей степени, чем, например, физика. Могу привести в пример наш университет. Сейчас мы тратим только на социологические исследования (статистические исследования нам, как учреждению в структуре правительства, оплачивает Росстат) одну треть нашего бюджета на науку. Ещё процентов 20 – это мобильность».

Главное – работать

Сегодня в лаборатории теории рынков и пространственной экономики уже работают шесть человек. «Это люди с хорошим образованием, имеющие большой опыт в проведении научных исследований. Вскоре к нам подтянется талантливая молодёжь», – улыбается Жак-Франсуа Тисс. «По гранту мы работаем уже неделю», – с гордостью добавляет его коллега из Новосибирского государственного университета (НГУ) Сергей Коковин.

Сергей_Коковин

Коковин вместе с другим представителем НГУ, экономистом Евгением Желободько, ехал в Москву, ещё не зная, что именно их проект оказался в числе заявок-победителей. «Эта работа планировалась в любом случае, – объясняет он. – Она началась независимо от гранта. Грант скорее поможет выполнить её как следует. Если бы мы не выиграли его, наш проект реализовывался бы иными средствами, и у нас не было бы такой возможности приглашать действительно сильных сотрудников».

По словам Коковина, пять из 15 заявленных в проекте тем уже находятся в работе более года. Одна из трёх научных статей, над которыми сейчас трудятся учёные, в ближайшее время может быть опубликована в авторитетной Econometrica.

«Два года назад я начал работать с двумя из моих российских коллег, – рассказывает профессор Тисс. – В моём возрасте (мне 65 лет) трудно начать с нуля и достичь успеха. В определённой степени моё будущее позади меня. Но когда я поговорил с Евгением и Сергеем, я понял, что интеллектуально и мотивационно они готовы к этой работе. Более того, они были очень продуктивны в своих исследованиях в этой области. Мы решили запустить этот проект».

«В 2009 году мы с Евгением Желободько переключились на тему пространственной экономики, связанной с монополистической конкуренцией, и получили первые результаты, которые нас вдохновили, – вспоминает это время Сергей Коковин. – Мы стали думать, с кем бы из крупных учёных по этой теме стоило скооперироваться. Евгений нашёл в интернете, что Жак Тисс как раз в это время будет в Москве. Я из Новосибирска специально поехал в Москву на его лекцию. Поймал его за рукав, показал наши результаты и попросил посодействовать в написании статьи. Он сначала отказывался, потому что результатов было уже много. Он считал неприличным присоединяться к наполовину сделанной работе. По факту это оказалось не так. Когда он присоединялся, эта тема выросла вчетверо».

На вопрос, не страшно ли ему было ехать работать в Россию, профессор Тисс отвечает: «Нет» и добавляет, что он и его супруга надеются получить большое удовольствие от проживания в таком красивом и культурном городе, как Санкт-Петербург. «Когда мы думали, в каком городе страны ему было бы наиболее интересно, то решили, что Петербург благоприятен по культурной стороне, – объясняет Сергей Коковин. – Скажем, в Новосибирск, где мы работаем большую часть года, Жака трудно пригласить, потому что там театр всего один, да и лететь туда из Европы очень долго. Кроме того, в Петербурге находится растущий, развивающийся университет. По правде говоря, не во всякий университет можно пригласить крупного учёного с надеждой вырастить что-то. Слишком сложившиеся университеты в этом смысле безнадёжны».

По словам Тисса, предложение участвовать в конкурсе мегагрантов исходило, прежде всего, от его новосибирских коллег. «Мы просто решили попробовать – а вдруг... – с улыбкой замечает профессор, а потом, слегка подавшись вперёд, заговорщическим голосом произносит: – Знаете, когда вы работаете, работаете и работаете, вы обязательно достигаете желаемого результата».

 

05.10.11 Наука и технологии РФ.