• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Развитие Петербурга: мнение европейского эксперта

J.F.Thisse

Известный бельгийский экономист Жак-Франсуа Тисс вот уже несколько месяцев живет и работает в Петербурге — здесь он руководит Лабораторией теории рынков и пространственной экономики Высшей школы экономики. В перечне научных интересов господина Тисса, кроме чистой теории, — социальные и экономические аспекты градостроительства, именно поэтому с вопросом о возможных путях экономического развития Северной столицы России корреспондент «Новостей Петербурга» обратился к Жаку-Франсуа.

— Господин Тисс, что, на ваш взгляд, мешает сегодня Петербургу стать одним из туристических центров Европы, как Париж или Рим?

— К сожалению, сегодня Петербург уделяет недостаточное внимание развитию этого направления. Санкт-Петербург с прилегающими дворцами, Новгород, Псков — этот «треугольник» мог бы стать одним из богатейших туристических кластеров Европы. Я говорил со многими своими европейскими знакомыми о Петербурге и знаете, что получил в ответ? «Да, Петербург — мы слышали, что это прекрасный город, но, к сожалению, мы его ни разу не видели…». Увы, это результат того, что город не делает ровным счетом ничего, чтобы привлечь сюда туристов из Европы. Никаких сайтов, никакой информации, я уже молчу про информацию на английском языке. Полное забвение. В Европе по телевидению можно увидеть рекламу Рима, Парижа, Лондона… но там вы не услышите ни слова о Петербурге! Маленький бельгийский город Брюгге ежегодно посещает около 2 миллионов туристов. Примерно столько же, сколько и Петербург. Но это абсурд — эти города не сравнить: ни по площади, числу достопримечательностей, ни по численности населения.

— Вы считаете, что городская инфраструктура и объекты интереса готовы к приему большого потока туристов?

— Экономика туристического бизнеса в Петербурге не до конца продумана. Возьмем пригороды Петербурга — Пушкин, Павловск. Это красивейшие оазисы города, так почему же туда так тяжело добираться? Нанять машину — очень дорого, ехать на своей — неудобно и небезопасно. Сегодня в Петербурге довольно типичен групповой туризм, в том числе с морских круизеров. Это очень хорошо для туристов из восточных стран — Китая, Японии. Но не приемлемо для европейцев. К сожалению, люди, отвечающие за развитие туризма, совершенно не учитывают их менталитета. Европейцы любят путешествовать в одиночку, а им предлагают путешествие группами на корабле.

Другой больной вопрос — визы. Их очень тяжело получить, и странно, что Россия не хочет сделать некоторые послабления для туристов, как это, например, было сделано в Египте: получение визы в аэропорту. Сегодня легче приехать в Китай, чем в Россию. Почему? Без ясных причин Петербург теряет огромные нереализованные возможности стать туристическим центром Европы.

— Вы работаете в Петербурге уже почти полгода. Что у вас как у европейца вызывает недоумение в нашем городе?

— Вот вам пример. На днях мы с супругой посетили Мариинский театр. Вернее сказать — мы с трудом добрались до него. Площадь перед театром оказалась огорожена, и хоть там ничего не происходило, хамоватые полицейские без объяснения причин отправили нас в обход. Такое обращение не может привлекать туристов — они не любят, когда с ними по-хамски общаются. Они лучше поедут туда, где с ними разговаривают вежливо и учтиво. Кроме того, в Петербурге большие транспортные проблемы, иногда проще дойти пешком, чем добираться общественным транспортом. Париж крупнее, а проблемы меньше — почему?

Отдельная проблема — трудности перевода. Когда в аудиогиде музея переводчик говорит по-французски так, что я не в состоянии его понять, — это проблема.

— Господин Тисс, в своих интервью вы неоднократно упоминали о том, что город — живое существо, он должен постоянно развиваться. Но, к сожалению, под этим лозунгом в Петербурге было уничтожено немало исторически ценных объектов. О путях развития спорят до сих пор. Какой, на ваш взгляд, может подойти Петербургу?

— Здесь действительно несколько путей. Париж, к примеру, законсервировал свой исторический центр, сегодня парижане живут в «музее». Но у этого есть и серьезный побочный эффект. Деловой квартал, который так или иначе в городе образуется, был выстроен волевым решением городских властей в стороне от центра Парижа. И не стал истинно деловым, многие фирмы не хотят там размещаться, туда очень тяжело добираться, люди недовольны застройкой, отсутствием кафе и удобств.

В Лондоне другая стратегия — по согласованию с бизнес-сообществом там создали новый деловой квартал почти в историческом центре, на берегу Темзы, и он хорошо вписался в облик и жизнь города. Это пример удачного делового проекта.

В отношении нового строительства я придерживаюсь такой точки зрения: необходимо строго очертить рамки «неприкасаемого исторического центра», за которыми можно и нужно разрешать высотное деловое строительство. Город не может быть мертвым, он постоянно должен развиваться, потому что полная консервация грозит экономическим застоем.

— Но ведь исторические кварталы ценны как раз своими ансамблями, внутри которых создается атмосфера, которую очень легко испортить новостроем?

— Я не предлагаю лишать города их истории. Я всего лишь предлагаю более рационально использовать городские площади. Если вы будете жестко охранять идею исторического центра, на это вам понадобится много денег. Очень много денег, огромные суммы. Откуда вы их возьмете, если в город не будут поступать инвестиции? Разумеется, исторический центр Петербурга можно поддерживать за счет туризма. Но и он, как мы уже выяснили, развит на не достаточном уровне. Следовательно, город должен развиваться за счет некоторых жертв.

Видите ли, это должно быть не наше с вами решение. Парижане, к примеру, тоже пошли путем сохранения исторического центра. Там много зданий XIX века, считается, что рядом с ними ничего нельзя строить. В итоге город теряет инвестиции, ведь большая часть площади центра заморожена. В Лондоне пошли более прагматическим путем, на мой взгляд, верным. Разумеется, было бы неправильно уничтожать центр, но баланс между историей и развитием, как я считаю, все-таки необходимо соблюдать. Если мы говорим о том, чтобы перенести офисные центры на окраины, то это в любом случае должен быть проект частно-государственного партнерства. Это не может быть отдано исключительно на откуп бизнесу или государству.

Беседовала Алла Серова. Новости Петербурга.


 

Нашли опечатку?
Выделите её, нажмите Ctrl+Enter и отправьте нам уведомление. Спасибо за участие!
Сервис предназначен только для отправки сообщений об орфографических и пунктуационных ошибках.