• A
  • A
  • A
  • АБВ
  • АБВ
  • АБВ
  • А
  • А
  • А
  • А
  • А
Обычная версия сайта

Почему растут города

Последний день работы семинара "Анализ рынков и пространственных структур", прошедшего в рамках XIV Апрельской конференции, был посвящен различным аспектам развития городов и регионов, начиная от влияния расположенных рядом с городами лагерей ГУЛАГ и заканчивая эффектом домашнего рынка.

Последний день работы семинара "Анализ рынков и пространственных структур", прошедшего в рамках XIV Апрельской конференции, был посвящен различным аспектам развития городов и регионов, начиная от влияния расположенных рядом с городами лагерей ГУЛАГ, и заканчивая эффектом домашнего рынка.

Открывала последнюю сессию семинара старший научный сотрудник Лаборатории теории рынков и пространственной экономики (ЛТРПЭ) Татьяна Михайлова своей знаменитой работой о влиянии системы ГУЛАГ на развитие российских городов. С помощью эконометрических данных Татьяна Михайлова выявила любопытную закономерность, что советские города, рядом с которыми находилось лагерное поселение, развивались динамичнее, чем не окруженные лагерями населенные пункты. Такой рост происходил за счет наличия дешевой рабочей силы, которую привлекали к выполнению различных проектов. Почему, казалось бы, большая научная работа посвящена такому, на первый взгляд, очевидному выводу? Современные требования к публикациям в сфере региональной экономики, как и в экономике вообще, высокие. Недостаточно просто получить результат, необходимо обосновать как методы исследования, так и инструменты; то, что кажется влиянием одного фактора, может оказаться влиянием совершенно другого фактора, который просто не был учтен. Сейчас эффект лагерей на развитие городов гораздо слабее, чем в советское время, но он остался, это долгосрочный эффект. «Города – это сложные образования, структура которых формируется под воздействием большого количества сил», - даже вот такое простое утверждение требует очень тщательной проверки, тщательной работы с данными. Работа Татьяны Михайловой организована таким образом, что требовала проверки эффекта наличия лагерей рядом с городом при прочих равных условиях. Что такое «при прочих равных условиях»? На самом деле, нет двух одинаковых городов, поэтому необходимо было проконтролировать модель с учетом других переменных. В частности, нужно было проверить, находился ли город в зоне эвакуации во время Великой отечественной войны или нет, учесть удаленность города от фронта, и прочее.

Следующим выступал Александр Сидоров (ЛТРПЭ) с теоретической работой на тему «Эндогенная полицентрия и ограничения на размер городов: от автаркии к либерализации торговли», эмпирика в которой встречается только в разделе о мотивации работы. Идея его работы заключалась в том, что в разных городах, в зависимости от экономических условий, может возникнуть один или несколько центров концентрации бизнеса. Причем сколько центров, в итоге, возникнет, прописано в математической модели. Старший научный сотрудник Лаборатории объясняет, почему в одних городах один такой центр, а в других несколько таких центров (другими словами, почему одни города моноцентричны, а другие полицентричны). Выясняется, что важными факторами являются степень свободы торговли между городами и состояние городской транспортной системы. Александр Сидоров доказывает, что если транспортные издержки в городе низкие, то предпосылок для возникновения нескольких деловых центров нет.

Сергей Коковин и Евгений Желободько подготовили к семинару теоретическую работу по международной торговле, но в своем исследовании использовали другой метод. В основе работы была теоретическая модель, но исследовалась она не аналитическим методом, а с помощью компьютерных симуляций. Их модель содержала некоторые соотношения факторов, которые описывают поведение потребителей, фирм и т.д. Потом они брали конкретные численные значения параметров этой модели, загружали в специальный пакет обработки данных, и получали результаты о том, какими будут цены, товарные потоки, заработные платы и т.д. на определенный момент времени. Такого типа моделями не предусмотрен эффект сглаживания зарплат, который важен, потому что если в одном городе заработные платы выше, то через некоторое время в нем начнется избыток рабочей силы, так как туда начнут перетекать трудовые ресурсы. Там зарплаты начнут падать, а где они были низкими, возникнет дефицит рабочей силы, и зарплата начнет расти, и в результате в зарплатном отношении города выровняются.

Это в теории, но в реальной экономике существуют факторы, ограничивающие мобильность работников, поэтому зарплаты не всегда выравниваются. И в итоге исследователи развили знание о т.н. эффекте домашнего рынка – явление, которое давно обсуждается в литературе по международной торговле, и состоит в том, что количество фирм, которое приходит на больший из двух рынков, больше, причем в определенной пропорции. Если на одном рынке сосредоточен один миллион покупателей, а на втором – два миллиона, то на один рынок придет тысяча фирм, а на другой – три тысячи. Этот эффект был обнаружен давно, но Сергей Коковин и Евгений Желободько рассматривали модели с переменной эластичностью замещения, и получили, что в большей стране всегда больше зарплата, и назвали это эффектом домашнего рынка по заработной плате. А если в обеих странах фирмы используют стратегию демпинга, чтобы выгнать конкурентов с рынка, то возникнет эффект домашнего рынка по ценам.

Последний доклад также был построен на идее Евгения Желободько. Старший научный сотрудник ЛТРПЭ Игорь Быкадоров представлял совместную с Сергеем Коковиным и Евгением Желободько работу по эндогенным инвестициям. Как и в традиционных моделях несовершенных рынков, фирмы несут постоянные издержки (например, затраты на строительство офисов и т.п.) и переменные издержки, которые напрямую зависят от того, какое количество продукции производится. Отличие от классических подходов состоит в том, что фирма сама может выбирать уровень своих постоянных издержек, трактуемых как инвестиции в повышение эффективности производства: чем выше инвестиции, тем ниже предельные издержки. В работе определяется оптимальное соотношение между издержками двух видов и изучается, как изменятся эндогенные инвестиции, если две стороны, торгующие друг с другом, займутся усовершенствованием оборудования. Исследуется влияние свободы торговли на величину НИОКР, и выясняется, что ответ на вопрос, будет ли при более свободной торговле делаться больше или меньше НИОКР, на самом деле, зависит от размера страны и от поведения эластичности замещения спроса. Это несколько неожиданный результат, так как изначально речь шла про технологии, про то, сколько необходимо инвестировать в НИОКР, чтобы максимизировать свою прибыль. Оказалось, что ключевыми являются характеристики спроса, то есть то, насколько продукты являются взаимозаменяемыми, и в какой степени потребители характеризуются любовью к разнообразию товаров.

Подготовили Татьяна Чернова и Мария Жаркова. С сайта НИУ ВШЭ - СПб.