Жак-Франсуа Тисс, профессор экономики: «Москва может стать метрополией»
Почему России интересна пространственная экономика: при такой огромной территории принцип размещения экономических объектов становится очень важным, а если учесть, что в советское время это размещение шло по принципам, отличным от рыночных, то важность этой экономической дисциплины для страны растет еще более.
Игнат Соловей/STRF.ru
— Господин Тисс, понятно, почему России интересна пространственная экономика: при такой огромной территории принцип размещения экономических объектов становится очень важным, а если учесть, что в советское время это размещение шло по принципам, отличным от рыночных, то важность этой экономической дисциплины для страны растет еще более. Но чем для Вас интересна работа в нашей стране? Ответы на какие вопросы Вы надеетесь получить в России?
— Хороший вопрос. (Надолго задумывается). Действительно хороший вопрос. Прежде всего, думаю, настало время создать новые инструменты для изучения проблем: в области экономической географии, международной торговли, других секторах… Есть и интересная тенденция на глобальном уровне: рост метрополий. И они становятся очень значимым фактором экономического роста, в том числе, роста инновационной экономики. Подумайте сами: ведь уже сегодня экономика таких метрополий, какНью-Йорк или Пекин больше, чем экономика всей Индии! Необходимо выяснить, каким образом экономики таких метрополий стимулируют рост инноваций — это критически важно для изучения инновационной экономики.
Если мы посмотрим на количество земли в мире, то увидим, что на этом рынке предложение гораздо больше спроса. Но если мы посмотрим на цену квартиры на Манхеттене, в Лондоне, в Токио, то увидим, что она невероятно высока. Соответственно, высока и цена земли, на которой стоит дом с предлагаемой квартирой. Почему? Потому что в экономике важным является коммуникационная составляющая. Проще говоря, для успеха нужно быть в курсе событий. А значит, находясь поблизости от центра экономической жизни, вы снижаете свои затраты на коммуникационные и транспортные издержки. Но ведь сейчас век информационных технологий, не так ли? Любая информация разносится по всему миру за минуты и даже за секунды. Однако цена квартир, цена земли, говорит о том, что для успеха критически важны и эти секунды. Экономические агенты стремятся быть как можно ближе к центру принятия решений — и готовы платить за скорость получения информации большую цену.
Другой аспект проблемы. Метрополии всегда выходят за пределы самого города, распространяя свое влияние на соседние территории и образуя городские агломерации. И тут всегда возникает вопрос координации. Например, БольшойНью-Йорк — это вообще два штата,Нью-Йорки Нью-Джерси, это даже разные юрисдикции.
Все это требуется изучить, и именно этим я надеюсь заняться в России.
Между прочим, метрополий в мире совсем мало.Нью-Йорк, Токио, Лондон, Париж, Пекин… Может быть, метрополией станет Берлин. Москва может стать метрополией. И крайне важно исследовать их функционирование в пространстве, механизмы их распространения на сопредельные территории, координацию их деятельности.
— В этой связи не могу не спросить: как вы относитесь к расширению Москвы? Вернее даже — к тому способу, который был применен для такого расширения: не равномерное прибавление по окружности, скажем территорий «зеленого пояса» столицы в пределах 30-километровой зоны, а «прорыв» в юго-западном направлении до самой границы Калужской области?
— Если это сделано для более широких возможностей стратегического развития — это имеет смысл. Если же задачей ставится просто увеличить территорию города, никакого смысла в этом нет.
Даже Всемирный банк, всегда критически относившийся к урбанизации, признал, что это — единственное (!) средство для развития развивающихся стран, и даже стран Африки. В Китае, например, планируют в каждой провинции вырастить города, похожие на Шанхай.
В то же время, нужно сказать, что планирование роста городов — очень сложная задача. Здесь, кстати, Франция очень близка России — мы, как и вы, любим это делать «сверху вниз». Но правительства должны понимать, что нужно не механически увеличивать города, а помогать улучшению коммуникаций между экономическими агентами. Именно помогать, а не решать за них — «сверху вниз» этот процесс не работает. Правительства должны давать экономическим агентам мотивацию, а не решать за них.
Возвращаясь к Москве, нужно сказать, что простое расширение ее радиуса ничего бы не дало. Ведь сегодня влияние Москвы и так распространяется на 20-30-40километров от ее границ. Включив эти территории в состав Москвы, не получили бы ничего нового. Между тем выход на мало используемые территории и соединение Москвы с совершенно другой областью, дает новые возможности развития.
— В вашей беседе с российскими коллегами упоминалось, что радиус влияния, например, таких метрополий, как Нью-Йорк и Лондон составляет 80–100 км. Это расстояние, на котором живущие там люди продолжают оставаться в экономике метрополии. А каков идеальный радиус влияния Москвы?
— Трудно сказать, мы не может точно сказать — вот это и есть идеальное расстояние. Во многом это зависит от транспортной инфраструктуры, от рельефа местности даже. Но, думается,где-то40–60 км до МКАД, это расстояние, на которое Москва может оказывать влияние.
— Вы можете назвать успешные и провальные примеры роста городов?
— Успех — это, конечно, Шанхай. Здесь рост города стимулирует развитие огромных сопредельных территорий. А провал — Киншаса в Конго (Киншаса разделяет с Йоханнесбургом третье место по численности населения среди городов Африки, после Лагоса и Каира — Ред.). Город растет, а толку нет — и это большая человеческая и экономическая проблема.
Беседовала Татьяна Рыбакова
Экономическая политика 04.10.2011 19:16:55